Коллекционеры года – люди, которые имеют огромное институциональное влияние, открывают современное искусство целым поколениям и помогают реализовываться художникам.
17 января 18
«Вы можете купить или одежду, или картину», - некогда заявила Гертруда Стайн, сыгравшая важную роль в жизни выдающихся художников. Среди наших современников есть ряд коллекционеров, давно перешагнувших границу «простого собирательства». Эти люди помогают реализовываться художникам, имеют огромное институциональное влияние, открывают современное искусство целым поколениям. В 2017 по результатам деятельности в ТОП 5 коллекционеров вошли:
МИУЧЧА ПРАДА – коллекционер, фешн-дизайнер и руководитель Фонда Прада в Милане.
С момента открытия главного здания Фонда Прада в 2015 году, спроектированного Ремом Колхасом, в выставочных залах непрерывно бурлит деятельность. В 2017 году здесь проходила выставка американского художника Майкла Ванга «Исчезнувшие в дикой природе», ретроспектива Уильяма Копли. Проектом уходящего года для Прада стал «Carne y Arena» («Плоть и песок») Иньярриту. Обладатель Оскара, режиссер, Алехандро Иньярриту создал гибрид художественной выставки, виртуального моделирования реальности и исторической реконструкции, рассказывающий о жизни мексиканских беженцев-нелегалов. Проект воплотил идею взаимодействия кино, искусства и современных технологий. Впервые масштабная инсталляция, спродюсированная Legendary Entertainment, при поддержке Фонда Прада, была представлена в Каннах, а позже - и в самом Фонде в Милане (осень 2017 – январь 2018).
Во время биеннале в Венеции в Ca'Corner della Regina с 13 мая по 26 ноября 2017 года Фонд Прада отличился выставкой «Лодка протекает. Капитан соврал» - совместная работа писателя и режиссера Александра Клюге, художника Томаса Деманда, сценического художника и дизайнера по костюмам Анны Виброк и куратора Удо Киттельмана. Способность предвидеть «тренды» не только в моде, но и в искусстве – особенная черта коллекционера Миуччи Прада.
ФРАНСУА ПИНО – владелец аукционного дома Christie’s, основатель компании Kering, основатель Pinault Collection с 2 выставочными пространствами в Венеции, коллекционер, меценат.
Личная коллекция Франсуа Пино насчитывает порядка двух тысяч произведений искусства, включая работы Пикассо, Мондриана, Уорхола и Кунса. За месяц до открытия Венецианской биеннале весной 2017 года, Пино открыл выставку Сокровищ затонувшего корабля «Невероятный» Дэмиена Хёрста сразу в двух пространствах Pinault Collection в Венеции – Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Хотя монументальные скульптуры были встречены с некоторой критикой, выставка стала самым масштабным проектом автора (более 180 работ, некоторые из них весом до четырех тонн), и, безусловно, наиболее обсуждаемой и посещаемой в Венеции.
В апреле 2017 Пино получил от французского президента Орден Почетного легиона и раскрыл свои планы по созданию в Париже Фонда современного искусства в здании Биржи, открытие которого ожидается в 2019 году. Реконструкцией пространства занимается Тадао Андо – японский архитектор, Прицкеровский лауреат, который разрабатывал проект венецианских выставочных пространств для Пино.
Франсуа Пино ныне является председателем империи Kering, которой принадлежат бренды Gucci, Bottega Veneta, Saint Laurent, Alexander McQueen, Balenciaga, Brioni, Christopher Kane, McQ, Stella McCartney, Tomas Maier, Boucheron, Dodo, Girard-Perregaux, Pomellato, Qeelin и Ulysse Nardin.
БЕРНАР АРНО – президент группы LVMH Moët Hennessy–Louis Vuitton, коллекционер, меценат, основатель Fondation Louis Vuitton.
Основатель выставочного центра Fondation Louis Vuitton привез в Париж коллекцию Щукина, которую редко можно увидеть за пределами Москвы. А выставку от Ван Гога до Пикассо, которая завершилась в феврале 2017 года, посетили 1,2 миллиона посетителей, что является рекордным показателем для Франции. Осенью в Фонде открылась выставка 200 работ из коллекции MoMA, – крупнейший заем, когда-либо сделанный нью-йоркским учреждением. Любовь к искусству Бернару передала мать. Его личная коллекция включает работы Пикассо, Мура, Ротко, Уорхола, Блэка, Кунса, Баскии и Хёрста.
В музее Фонда Луи Виттон, спроектированного архитектором Фрэнком Гери, представлена постоянная коллекция с работами Кристиана Болтанского, Пьера Юига и Бертрана Лавье. Фонд также руководит небольшими галереями современного искусства по всему миру, которые в 2017 году продемонстрировали публике работы Пьера Юига (в Венеции), Айан Чэн (в Мюнхене), Яна Фудуна (Токио) и Герхарда Рихтера (в недавно открытой галерее в Пекине).
МАЙЯ ХОФФМАН – коллекционер, филантроп и меценат, основатель Фонда LUMA, документальный кинорежиссер, импресарио и предприниматель, акционер швейцарской фармацевтической компании Hoffmann-La Roche.
Отец Майи – Люк Хоффман – филантроп, меценат и защитник природных ресурсов, один из основателей Всемирного фонда дикой природы (WWF). Также, Люк является ценителем искусства и руководит Фондом Ван Гога в Арле. Майя является правнучкой основателя компании Hoffmann-La Roche – Фрица Хоффмана. Бабушка Майи Хоффман коллекционировала работы Пикассо, Леже, Тэнгли.
Свою коллекцию Майя начала собирать с 80-х, покупая работы Шнабеля, Баскии, Клементе и Уорхола. В планах на 2018 год – открытие собственного музея Фонда современного искусства LUMA в Арле на юге Франции. Два из шести ангаров, реконструированных Анабель Зелдорф, уже закончены, 56-метровое здание архитектора Фрэнка Гери ещё находится в стадии строительства.
В то же время Майя Хоффман оказывает поддержку Kunsthalle Базель, Palais de Tokyo в Париже и Serpentine Galleries в Лондоне, она также входит в правление в Tate, Kunsthalle Zürich Foundation, New Museum, Центре кураторских исследований CCS Bard и Swiss Institute. В рамках проекта с Tate, Хоффман приобрела коллекцию 12,000 фотокниг британского фотожурналиста и коллекционера Мартина Парра, которая будет предоставлена на обозрение и в Арле, и в Лондоне; а также архивы фотографа Энни Лейбовиц, которые были выставлены летом прошлого года в Арле. В пространстве Luma Westbau в Цюрихе в мае 2017 года прошла выставка «89plus: Americans 2017» при участии кураторов Саймона Кастетса и Ханса-Ульриха Обриста.
ПАТРИСИЯ ФЕЛПС ДЕ СИСНЕРОС – коллекционер, покровитель искусств, меценат, обладатель коллекции латиноамериканского искусства.
В 2017 году Патрисия стала лауреатом Международной премии независимых кураторов Leo Award и стала признанным куратором не только за то, что коллекционирует и поддерживает искусство Латинской Америки, но и за то, что передает произведения искусства выставочным пространствам. В прошлом году она передала нью-йоркскому музею MoMA значительную часть своего собрания. Ранее Патрисия, входящая в состав правления МоМА, уже передала 40 работ музею. В 2017 году пополнила коллекцию музея ещё 102 работами из личного собрания. Также, за прошлый год, она предоставила в общей сложности 119 работ музеям в Лиме, Остине, Денвере и Бостоне, Музею и библиотеке Латиноамериканского общества Америки в Нью-Йорке.
Фонд семьи Сиснерос Fundación Cisneros, был создан Патрисией и Густаво Сиснеросом, одним из богатейших венесуэльских медиа магнатов. Фонд проводит спектр образовательных и культурных программ, направленных на улучшение жизни латиноамериканцев.
Бо́льшая часть коллекции Патрисии посвящена геометрической абстракции 1940-1990х, включает искусство Латинской Америки XIX века, амазонские этнографические объекты, колониальное и современное искусство. Наряду с этим, её Фонд поддерживает научные исследования в области латиноамериканского искусства. Директор её коллекции, Габриэль Перес-Баррейро, в 2018 году возглавит биеннале в Сан-Паулу, сама же Патрисия Фелпс де Сиснерос является главным спонсором крупной выставки латиноамериканского искусства в Лос-Анджелесе Pacific Standard Time.