Art Dubai 2014/Искусство и бизнес

10 мая 14

Статья вышла в майском номере журнала L'Officiel в Украине (2014)
Автор: Наталия Шпитковская

Современное искусство признак благополучия общества. И это во всех смыслах. Сегодня художники стремятся выразить в своем искусстве актуальные проблемы. Достаточно посмотреть выставку современного искусства в любой стране, и многое можно узнать о ее культуре, истории и наболевшем. Однако «неблагополучные» темы не означают отсутствие благополучия в стране в целом, и если экономика страны в порядке, ее образованные граждане с патриотическим рвением скупают «родное» искусство, повышая к нему мировой интерес. Таков пример США в поддержке своих абстракционистов (Джексона Поллока, Марка Ротко ) и поп-арт художников (Энди Уорхола, Ройя Лихтенштейна), таков пример Китая, бережно инвестировавшего  свою “десятину” в молодых художников, ставших звездами сейчас. Как может быть иначе? Сохранив и “приумножив” свое искусство страна получает нетленный актив, местную “библию” для изучения будущими поколениями.
Арт-Дубай 2014- яркий тому пример.  Восьмая редакция ярмарки собрала в пространстве отеля Мадинат Джумейра (Madinat Jumeira) 87 галерей из 36 стран. Как и в прошлом году, в текущем заметно отсутствие  некоторых акул галерейного бизнеса. Так, нет галерей уровня David Zwiner Gallery,Gagosyan  или Pace gallery. Тем не менее, были представлены Victoria Miro, Barbara Gladstone или Marian Goodman Gallery, которые показали работы художников с мировым именем.
У организаторов и участников существует явная логика. По правилам только 50% галерей могут быть зарубежными, другая половина-местные галереи, с опытом не менее 3-х лет. С одной стороны известные международные галереи поднимают имидж ярмарки, с другой- их ограничение дает возможность и арабским галереям быть представленными на равных. А желание участвовать в  Арт Дубае возрастает с каждым годом, после очередных новостей о баснословных проектах и покупках шейхов. На это есть все основания. Президент ОАЭ, Халиф ибн Зайд аль-Нахаян занимает третье место среди богатейших монархов планеты. Его состояние оценивается в 47,4 миллиарда долларов. Состояние премьер-министра страны, эмира Дубая шейха Мохаммеда ибн Рашида аль Мактума составляет 39, 5 миллиардов долларов. В 2014 ожидается и рост международных прямых инвестиций в размере 14,4 миллиарда долларов. Хорошее время для развития искусства!
И самое интересное в этой отрасли здесь идет яростная конкуренция. Традиционно Дубай является более открытым эмиратом, с привычным для иностранцев, которых здесь больше 80%, образом жизни. Но Дубаю до Абу-даби далеко. Именно здесь сосредоточено все богатство страны, а каждый житель, по сути является миллионером, из расчета запасов нефти на душу населения. Запасов черного золота здесь на 100 лет, страна один из основных экспортеров нефти и газа в мире после Саудовской Аравии, Венесуэлы, Ирана, Ирака и Кувейта.
Абу –даби не так консервативен как Шарджа, но не так стремительно развивается как Дубай. В ноябре 2014 здесь также будет проходить Abu Dhabi Art Fair, моложе дубайской на 2 года. В 2013 году об этом событии заговорили с уважением. Молодую ярмарку уважили своим участием Gagosian, Hauser & Wirth, Galerie Zilberman и другие. В 2015 году в Абу-Даби откроется филиал Лувра спроектированного Жаном Нувелем, а в 2017 году на искусственном острове Саадият откроется филиал музея Гуггенхайма по проекту архитектора Френка Гери. 


Пытается идти в ногу со временем и Шарджа. В 1993 году здесь состоялась первая биеннале. А в 2015 году под руководством куратора из Бразилии Eungio Zoo состоится уже шестая. Организатором Биенале выступает Sharjah Art Foundation (Арт фонд Шарджа) под патронатом Департамента культуры и информации правительства Шарджа. Кстати на Арт Дубае текущего года  Арт фонд Шарджа провел пресс-конференцию и прием по случаю назначения Hoor Al Qasimi куратором национального павильона ОАЭ на венецианской биенале 2015 года. Одна из дочерей Шейха Шарджа султана бин Мухамеда Аль-Касимы 3-го выглядела счастливой при объявлении своей мечты. Не достаточно быть знатного рода и иметь большое состояние. Ей пришлось пройти длинный путь от окончания школы искусств, затем факультета живописи и получения магистерского диплома Куратора современного искусства в Королевской академии в Лондоне. Являясь президентом арт-фонда Шарджа, она входит в правление директоров  МоМА в Нью Йорке и курирует проекты по всему миру.


Женщинам принадлежит достойное место в развитии и поддержке арабского искусства. Второй день выставки традиционно Ladys’ day, мужчинам вход запрещен. Возможно, именно женщины выбирают первыми работы для своих коллекций? А их мужья оплачивают все на следующий день? Тихо шурша аббаями из тонкого черного шелка, они заплывают в сверкающий павильон Cartier. Знаменитый ювелирный дом - частый гость на арабский VIP событиях. На стендах –яркие колье, увесистые бриллиантовые серьги и редкие рубиновые кольца. Часть павильона- стенд Cartier Art Foundation. Созданный в 1984 году для поддержки современного искусства, Арт Фонд Картье провел более 100 выставок и профинансировал более 800 работ современных художников. Присутствующая на Арт-Дубаях куратор фонда Лианна Сакрамоне - поведала о планах празднования юбилея. На протяжении 2014 года в здании компании, спроектированном Жаном Нувелем в Париже, будут представлены проекты передающие ценности Картье: созидание и поиск, открытость прогрессивным идеям. На Арт Дубае компания представила работу африканца  Бодиса Изека Кингелеза (Bodys Isek Kingelez). Созданная в 2000м году, модель утопического города, состоящая из разноцветных зданий сделанных из картона, по сути прототип современного Дубая, а неоновые и сверкающие цвета макетов перекликаются с блеском драгоценностей Картье.


Каково современное арабское искусство? Безусловно огромное влияние на местное изобразительное искусство оказал иконоборческий ислам. В периоды усиление религиозных запретов, запрещалось изображать живые существа под страхом смертной кары. Поэтому основой образного строя живописи стала декоративность, породившая богатейшее искусство узора. Ритм узора, пластичность и орнаментальность форм имели огромное значение. И сегодня многие художники стран ближнего востока обращаются к «музыке для глаз»- вплетая в живописные плотна сложные арабески и каллиграфическим изыски. Переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом, и в этом они достигли истинной виртуозности. В старых рукописях можно найти и изображения людей, но они схематичны и также во много декоративны.


Арабы значительно позже чем Китай начали инвестировать в свое искусство, сейчас интерес растет. Большинство галерей представляют художников из региона  MENASA (Средний Восток/ Северная Африка/Южная Азия). Здесь много иранских, турецких, индийских художников. Спросом пользуются яркие цвета и абстрактные композиции. Порядок цен от 5,000 до 100,000 долларов. По словам директора ярмарки Антонии Карвер, на выставке в целом было представлено предметов искусства на сумму 40-45 миллионов долларов. Ежедневно газеты сообщали о продажах на ярмарке, восклицая при каждой покупке от 200,000 долларов. 
В числе других отдельных проектов выставки- Art Dubai projects, и международный форум искусств Global Art Forum.

Так замечательные портреты из серии «Книга королей» иранской фотохудожницы Ширин Нишат Gladstone Gallery продавала от $50,000 до $110,000, а за «космические тарелки» индийца Аниша Капура просили $150,000. Галерея Continua в первые же дни продала работы Моны Хатум и Микеланжело Пистолето не распространяясь о ценах и покупателях, оставив замечательный натюрморт «Без Названия» Субодха Гупты на радость зрителям в последующие дни ярмарки. Неподдельное восхищениние у арабов вызывали работы 84-х летней экстравагантной Yayoi Kusama, представленной галереей Виктории Миро. Здесь же работы английского художника Idrisa Khana “За пределами черного» уходили от $33,000 до $55,000. Вызывающая улыбки работа Lara Favaretto, куб из розового конфети был продан галереей Franco Noero за $41,782. Конечно были покупки и повыше, так работа одного из самых дорогих иранских художников- Форхада Мошири- была продана галереей Third line за $200,000 в коллекцию исламской семьи Suha. На арт-Дубай не так много было представлено американских художников. Знакомая по участию в Pinchuk Generation Art prise галерея Pillar Corrias с иранской художницей Tala  Madani, представила также Shahzia Sikander из Пакистана и Elizabeth Neel из США, допуская, что работы последнего автора могут не вызвать интереса.

На Арт Дубае не были украинские галереи не присутствовали. Среди русских-только одна Pecherskaya Gallery, которая смогла покзаать лишь работы одного чеченского художника Аслана Гайсумова. Произведения Гайсумова –это эксперименты с книгами, как документами истории. При помощи книг художник говорит о войне. «Книжный проект» художника был впервые показан на московской биенале 2013 года и был отобран экспертным советом  арт-ярмарки в Дубае. Одна из работ художника была продана в первый же день. Интересно, что среди художников, с которыми работает галерея есть и украинские - Арсен Савадов и Маша Шубина.

При входе на выставку, на стенде австрийской Krinzinger Galerie - фотопортреты Марины Абрамович. Не смотря на открытость лица, внешность известной перформанс-дивы привораживает.

Вечеринки, презентации и открытия. Одно из самых важных событий открытие выставки и прием с участием The Abraaj Group, которая традиционно является спонсором премии для молодых художников. В этом году пять победителей получили возможность реализовать свои идеи и представить работы в отдельным проектом на ярмарке. Примечательно, что работы некоторых победителей, представленных параллельно галереями-участницами  были быстро распроданы. Такая участь ожидала, например, живописные цветовые панно иранского художника Kamrooz Aram в галерее Green Art. В следующем году победителей премии The Abraaj Group, влиятельной инвестиционный компании, ожидает обучение в Королевской Академии Искусств в Лондоне.  

VIP art Lounge- место встречи важных людей, таких как принцесса Ливийская Принцесса Алия Аль Сенусси (Alia Al Senussi)или Файсал Теймер (Faisal Tamer), патрона современного искусства в Саудовской Аравии. Здесь же можно случайно столкнуться с Айдан Салаховой, отошедшей от галерейного бизнеса в Москве, и ставшей успешным художником. В Дубае она сотрудничает с галереей Cuadro, тема ее работ-место современной женщины в исламском мире. Из VIP-зоны важные гости могут направиться на прием Аиды Махмудовой (племянницы президента Азейбарджана), основателя некоммерческой арт-площадки YARAT в Азербайджане в поддержку современного искусства в стране, а также директора Музея современного искусства в Баку.

В Этом году Yarat на ряду с институциями Грузии, Казахстана, Кыргызстана и России приняла участие в тематической программе ярмарки - Marker. Программа Маркер на Арт Дубае 2014 посвящена Кавказу и Центральной Азии. Главный жанр - лица, места и наследие,-от картин середины 20-го века до современной живописи и скульптуры. Проект представлен в Евразийской версии салонов - чайхане.  Каждый из региональных участников чайханы повествует об истории своей идентичности, веры и государственности.

Кураторами тематической программы выступили художники группы «Slavs and Tatars». Небезызвестная группа успела проявить себя на сольной выставке в MoMA, в Нью Йорке в 2012 году, Kunsthalle Zurich (2013) и Dallas Museum of Art (2014). А  импульсом для названия группы послужило творчество русских авангардистов первой трети 20-го века- Хлебникова и Крученых. Группа художников, кураторов и издателей Slavs and Tatars-это иранец Пайам Шарифи, родившийся в Техасе, полька Каша Кржак, американка Виктория Кэмблин и бельгиец Бой Верекен. Сфера их интересов – отношения между западной культурой и миром Востока.

Значимость Кавказа и Центральной Азии для Ближнего Востока и исламского мира в целом, начиная от процесса становления наций до синкретических религиозных ритуалов, трудно переоценить», – говорят Slavs and Tatars. – «Мы рады, что сможем рассказать совсем другую историю этих регионов – ту, что борется за космополитизм посредством одинаково дискурсивных, совместных и визуальных платформ».

 Не смотря на концептуальную составляющую проекта, работы с Marker тоже можно было приобрести. Так работа Сергея Маслова «Мечта» на стенде Казахстана была приобретена польским коллекционером, а две работы Станислава Харина, художника из северо-кавказкого региона были проданы частному коллекционеру из США.

Нововведение Арт Дубая 2014 - отдельная секция- Modern, где 11 галерей представили  искусство состоявшихся художников первой половины XX-го столетия. Среди них:  работы Рашида Араинапакистанского концептуального художника, скульптора и живописца, чьи работы находятся в коллекции Tate Britain в Лондоне, иранского художника-иллюстратора Ардешира Мухассиса (Ardeshir Mohasses), прославившегося в Нью-Йорке, и многих других известных имен.

Тем временем, международные аукционные дома не теряли времени зря. За день до открытия ярмарки, в Jumeira Imirates Tower Hotel Christies’ сделал вечеринку по случаю открытия предаукционной выставки современного арабского, иранского и турецкого искусства. Через несколько дней после открытия, результаты торгов превысили 10 миллионов долларов, что достаточно скромно по меркам Лондона и Нью Йорка, и весьма оптимистично для ближне-восточного региона. Офис аукционного дома расположен в Dubai International Financial center, где находятся постоянные локации ведущих дубайских галерей, таких как Ayyam Gallery и Cuadro. Другой быстрорастущий район галерей -Alserkal Avenue. Инвстировав 50 миллионов долларов патрон района  Abdelmonem bin Eisa Alserkal- коллекционер и дальновидный бизнессмен, считает, что на искусстве можно и нужно делать деньги.