Можно ли назвать Майями городом контрастов? Неделя искусства в декабре дает все основания для такого утверждения. Гвоздь программы- Art Basel Miami. В 13-й раз в декабре 2014-го знаменитая ярмарка привлекла к участию 267 ведущих арт-галерей мира.
20 апреля 15
Art Basel Miami 2014: мир искусства и дизайна
Можно ли назвать Майями городом контрастов? Неделя искусства в декабре дает все основания для такого утверждения. Гвоздь программы- Art Basel Miami. В 13-й раз в декабре 2014-го знаменитая ярмарка привлекла к участию 267 ведущих арт-галерей мира. Участники из более чем 31-й страны: Северная и Южная Америка, Европа, Азия и Африка. В это же время в городе проходит еще 19 арт-ярмарок: среди которых Scope, Nada, Untitled, Pulse, Aqua и основной конкурент Art Miami. И если первые спешат отличится ценовой политикой или серьёзностью кураторского контента, Art Miami- для тех кто не хочет выезжать из центра и предлагает беспроигрышные «голубые фишки»- работы Пикассо, Фернана Леже, Рихтера. В этому году Art Miami отметила свое 25- ти летие. Именно ее растущий успех, а также приплыв капитала из Латинской Америки, Бразилии и России привлек мэтра в области торговли искусством- ярмарку Art Basel в столь далекие края.
На протяжении недели искусство становится темой номер один. Предприимчивые промоутеры и блогеры спешат анонсировать новые тренды и «looks», перечислить открытия и вечеринки, на которые невозможно попасть и назвать имена звезд, посетивших Майями в этому году. В круговороте информации все смешивается воедино - художники и ди-джеи, актеры и дизайнеры, певцы и кураторы.
Далеко не всегда можно провести четкую грань между дизайн-объектами и предметами искусства. Павильоны Арт Базель Майями Бич и Дизайн Майями находятся друг напротив друга, а имена многих дизайнеров и архитекторов не уступают в известности художникам, навсегда вошедшим в историю искусства.
Примером «Всего в одном» стала выставка, открытая в первый вечер Арт –недели «Один путь: Питер Марино», проходившая в музее Bass museum of Art. Это первая выставка известного американского архитектора, включившая более 140 работ современных художников из его коллекции. Мировую славу Марино принесло его сотрудничество с ведущими домами мира моды, именно его компания Marino Architest Pllc. создавала дизайн магазинов Chanel, Dior, Fendi, Ermenegildo Zegna, Graff, Luiss Vuitton и многих других, стать его клиентом мечтают многие. Сфера творчества архитектора тесно связана с экспериментами и разработками новых материалов, текстур, световых решений как для розничных так и частных объектов. Выставка Марино представила на обозрение примеры его архитектурных проектов, дизайн-объектов, а также работы из его коллекции, среди которых: Георг Базелиц, Франческо Клементе, Адам Фасс, Паола Пиви, Ричард Принс, Ричард Серра, Том Захс, Роберт Мэпплеторп и другие. Специально для проекта в Майями Марино заказал работы другим знаменитостям: Фархаду Мошири, Эрвину Вурму, Гаю Лимоне а также Грегору Хилдебранту, который создал серию фотографий Питера Марино. Легендарного архитектора, начинавшего свою карьеру с выполнения заказов еще для Энди Уорхолла, называют иконой стиля не только в дизайне, но и в моде. «Байкерский» стиль мэтра высокой архитектуры: кожаная одежда, цепи и черные очки, все подчеркивает его отношение к жизни, нашедшее отражение и в работах авторов посвятивших его образу большинство работ. Здесь и икона в серебряном окладе и скелет в кожаной куртке и кепке от Эрвина Вурма. Сам Джером Санс, один из основателей и бывший директор Палаццо Де Токио в Париже выступил куратором проекта. Примечательно, что и новосозданные бронзовые боксы архитектора также нашли свои место как в работах современных художников так и в самой музейной экспозиции.
Арт Базель Майями в этом году за пять дней посетило более 73,000 человек. На арт-ярмарку традиционно приезжают знаменитые кураторы музейных коллекций, арт-дилеры и художники. Место встреч – Вип лаунж-зона для коллекционеров и сектор “Беседы”(Talks), где можно не только узнать о последних планах и проектах участников дискуссий, но и пообщаться лично.
Здесь Марина Абрамович, одна из самых известных художников работающих в области перформанса, поделилась своими планами относительно Института Марины Абрамович (MAI), который станет платформой для длительных перформансов, и работ современных художников сложно поддающихся хранению и архивированию. Сама художник из Сербии, проживающая в Нью-Йорке, нашла форму сохранения своих работ в фотографии, которые успешно продаются и были представлены галереей SeanKelly на Арт Базель Майями. Идею создания Института поддержали около 5,000 человек перечисливших более 660,000 долларов на www.kickstarter.com. Беседу с Мариной вел легендарный Сем Келлер, некогда возглавлявший Арт-Базель, а ныне на протяжении уже более пяти лет возглавляющий Фонд Бейлера в Швейцарии.
Арт-базель Майями традиционно устанавливает рекорды по продажам, среди обнародованных фактов: Александр Калдер, в галерее Хелли Нахмад (Helly Nahmad, with an Alexander Calder), мобильная подвесная работа Rouge triomphant (1959–1963), ушла за $35 миллионов долларов. Поговаривали, что работа приобретена для лодки одного из русских олигархов. Специалистов порадовало присутствие работы такого уровня и размеров на ярмарке. Задержаться долго в галерее она не могла.
Не всегда размер и яркость стенда говорят о качественном наборе авторов, иногда необходимо присмотреться, чтобы найти ценное. Галерея Ван Дорен Вакстер представила работу Френка Стеллы 1971 года, проданную в первую минуту открытия выставки. Работа осталась на своем месте до конца ярмарки окруженная работами Джо Гудэ, Хелен Франкентхалер и других.
Van Doren Waxter, Frank Stella, Joe Goode, Helen Frankenthaler, and
Хаим и Реад галерея сделала акцент на женщинах-художниках, продвигая выдающихся американских авторов калибра Дженни Хольцер и Линды Бенглис. Небезызвестно, что многие коллекционеры в прямом смысле «гоняются» за ними. Практически все работы авторов ушли в течении часа с открытия ярмарки, оставив остальным возможность
увидеть концептуальное оформление стенда галереи.
Галерея Гагосяна в представлении не нуждается, работы Джеффа Кунса не дают возможности пройти мимо. Художник чье творчество классифицируют как нео-поп, создают воздушные яркие игрушки из стали. Сложная технология соответствут цене, у Гагосяна всегда все самое дорогое. Не отстают White Cube Gallery и Pace и Victora Miro. Но предложения вполне ожидаемы и знакомы: Херст, Мураками, Гурски, Яйой Кусама, Идрис Хан и другие.
Новые впечатления могут принести новые имена на Nova, Untitled Scope, где были представлены и украинские художники: Анатолий Криволап, Олег Тистол, Роман Минин и коллажи Анны