20 февраля – 19 марта 2015 г.
«Art Lobby» в InterContinental Kyiv, ул. Большая Житомирская 2а
Художники: Виктор Сидоренко, Александр Ратушный, Никита Кравцов, Беата Корн, Руслан Тремба, Анна Миронова, Анатолий Ганкевич, Зоя Орлова, Степан Рябченко, Олеся Трофименко, Вадим Найдюк, Назар Билык, Катерина Бучацкая, Егор Зигура, Добрыня Иванов, Артем Волокитин, Нина Мурашкина
Кураторы: Наталия Шпитковская, Алла Шереметьева
Дизайн-поддержка экспозиции: Вадим Найдюк
Быть Местом
Пространство — не относится ли оно к тем первофеноменам, при встрече с которыми, человека охватывает род испуга, чуть ли не ужаса?
Гёте
Каждая деталь имеет значение. Что первично пространство или искусство? Первое, по определению, есть некая пустота, способная впустить в себя содержимое. Тот же стакан, у Хайдеггера, существует только потому, что должен наполниться водой.
Второе, один из элементов притяжения, формирующих и материализующих пространство. В своей совокупности предметы искусства воплощают место.
В нашем сознании сложились общепринятые конструкции восприятия действительности. Отель класса люкс, коим несомненно является InterContinental, предполагает наличие атмосферы бизнес-роскоши. Элегантная расслабленность традиционного стиля. Каждый конструктив имеет свое место и выполняет свою функцию. Спокойствие и безопасность- результат тщательно продуманных условий. Есть некое восприятие общей ауры, как совокупности предметов логической причины. Все двигается бесшумно и невидимо. Постоянная безупречность. И все же константе необходима вакцина, движение, воздух. Нарушение гармонии приводит к новому равновесию.
Идея проведения «передвижнического» проекта не нова. Движимые прогрессивной мыслью об «искусстве для масс», художники преодолевали как идеологические так и пространственные границы. Свобода в выборе предмета и способа демонстрации своего творчества стала основополагающей в формировании некогда нового исторического течения в искусстве, приближенного к народу.
Проект «Быть Местом» задается более узкой целью, внести современное искусство в «избранные круги», провести эксперимент в пересечении стилей и смыслов. Нарушить целостность, расставить знаки отвлечения внимания. Речь не идет о сакрализации пространства и внесении нового заряда в существующую действительность. Скорее зрители смогут прийти к своим индивидуальным образам-парадигмам и ощутить обновленное содержание места.
Представленные в проекте работы также пройдут пространственную трансформацию. Оттенок благополучия оставит свою печать. Ортега-и-Гассет писал о том, что эволюция пространства может спровоцировать радикальные изменения в искусстве. Мы допускаем взаимопроникающую эволюцию.
Схема сюжета возникает как борьба противоположностей, «неподходящие» предметы могут вызвать эклектическую эйфорию или непринятие. Но если существует признание эстетичности безобразного, может быть оправдано и существование «вне стиля»? Здесь, все же, крайностей не предполагается,- практика распространенная за рубежом, не только в элитных отелях, но и в местах веры и власти, требует понимания и объективности, как некая дань времени и отражение современных культурных тенденций. И страхи Гёте напрасны по отношению к Месту, о котором идет речь.