Art Basel 2014

18 September 14

Арт Базель, теория и практика

Опубликовано в журнале "Антиквар", сентябрь 2014

Автор:

Наталия Шпитковская, директор выставочных проектов Института проблем современного искусства НАМ Украины

Торговля искусством –глобальный бизнес. Арт- дилеры давно стали джет-сеттерами а известные галереи имеют минимум три клона: в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. Заслуга международных арт-ярмарок состоит в возможности концентрации платежеспособных клиентов в одном месте.

Арт-Базель - ключевое событие в мире искусства. Именно здесь собираются все, и здесь, помимо огромного выбора современного искусства, лучший выбор первоклассных редких произведений. Организаторы ярмарки умело создают атмосферу ажиотажа и горячих продаж, накаливая воздух запахом конкуренции до предела. В 2013 году выставку посетили более 70, 000 человек в  2014- уже более 90,000.

Ярмарка стала для многих художников толчком и важной ступенью в их карьере. Так  еще до пика популярности, известный архитектор, скульптор и художник, Макс Билл (Max Bill), создавал дизайн выставочных стендов для Арт Базеля. Легендарный Йозеф Бойс (Joseph Beuys) регулярно проводил свои симпозиумы. Здесь часто можно было увидеть мастера кинетической скульптуры Жана Тэнгли (Jean Tinguely), захаживали Генри Мур (Henry Moore) и Роберт Раушенберг (Robert Rauschenber). Приезжал из далекого Техаса и Дональд Джадд (Donald Judd), теоретик минимализма. Сегодня сложнее назвать художников, которые здесь не были. За 45 лет работы  на ярмарке научились чувствовать новые тренды и реагировать на ожидаемые последствия. Как только повысился интерес к современному искусству в Латинской Америке, появилась ярмарка Арт Базель Майями. Когда многие обсуждали экономический взлет стран Азии, Арт Базель Гонконг уже открыл свои двери. В каждом случае локальный сателлит становился мгновенно популярным. Сложно поверить, что место для самой швейцарской выставки было выбрано случайно.

По легенде, идея создания ярмарки родилась в пабе. В 1969 году любители искусства в Базеле сетовали, вот уже как два года в Колонне проходит арт-ярмарка, в то время как в родном городе практически не было возможностей показывать современное искусство. Владелица галереи Трудл Брукнер (Trudl Bruckner) решила перейти от слов к делу и тут же обратилась за поддержкой к Бальтзу Хилту (Baltz Hilt) и Эрнсту Бейлеру (Ernst Beyeler). Сегодня Эрнста Бейлера называют одним из наиболее влиятельных галеристов столетия, приобретшего легендарную коллекцию Дэвида Томпсона из Питтсбурга (G. David Thompson) и продавшего не одну работу Пикассо, Сезанна, Миро, Клее, Джакометти и других художников в ведущие музеи мира. Участие Бейлера в деле, с его многочисленными контактами за рубежом, стало ключевым.

Начало 70-х оказалось подходящим временем для старта. Время стерло последствия второй мировой войны и благосостояние населения росло. На рынке появились новые коллекционеры. И дело было не только в наличии у них достаточного количества наличных денег.  Поп-арт- искусство с доступным содержанием, нашло отклик у тех, кто ранее не переступал порога музеев. Внезапно искусство стало не уделом избранных, требующим соответствующего образования и многолетнего изучения,  а частью нового образа жизни, полной спонтанности и удовольствий.

Первая ярмарка состоялась в 1970 году. Основное требование: экспоненты и экспонаты должны быть наилучшими. Участие приняли 90 галерей и 30 издательских домов. Это был мгновенный успех. Ярмарку посетило более 16,000 человек, а дилеры честно обнародовали доходы, составившие в сумме 5,78 миллионов франков.

 Уже в 1972 Арт Базелю потребовалось расширять свои площади, чтобы вместить 200 галерей. А через год событие достигло своих сегодняшних размахов, с более чем 280 участниками и 30, 000 посетителями. Никакие мировые катаклизмы не могли повлиять на популярность ярмарки, вплоть до кризисов в 1990-м и 2008-м годах, невольно не на долго оставивших свой след.

Процесс выбора участников всегда считался неясным и вызывал кривотолки. В избирательный комитет, как правило, входят владельцы ведущих галерей, и здесь невозможно избежать лоббистских интересов, хотя состав комиссии меняется каждые 2-3 года. В 2014 году заявку на участие подавали более 1000 галерей, отобрали всего лишь 285.

Арт Базель часто становился центром внимания мировой прессы. Так в 1973 году ярмарка удивила посетителей масштабным шоу искусства одной страны. Знаменитые дилеры Лео Кастелли (Leo Castelli) и Эрнст Бейлер, при участии также коллекционера Сидни Джаниса (Sidney Janis) и других коллег, представили ретроспективную выставку американского искусства со времен Джексона Поллока. Огромные полотна абстрактных экспрессионистов и поп-арт художников, размещенные в дорогих холлах ярмарки имели потрясающий эффект. Нововведение вошло в традицию, и в последующие годы свое искусство представили Великобритания, Испания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Израиль, Голландия и Бельгия. С 1974 года на ярмарке появилась возможность показа проектов одного художника (сейчас этот сектор носит название Feature). Некоторые такие индивидуальные стенды становились событием, как, например, проект швейцарского художника и перформансиста Романа Зингера, представленного галереей Lock. И только в 90-х  эксцентричный художник из Аппенцелля был признан наиболее инновационным на международной сцене. И таких историй не мало. Не смотря на коммерческие ориентиры, вклад ярмарки в развитие мирового современного искусства трудно переоценить.

Спустя несколько десятилетий после старта, все более явными становились риски «отсутствия товара» особенно в «сегменте эпохи модерна»,  предложение хороших произведений становилось редкостью. Еще в 1974 году, предвидя подобные тенденции, руководство ярмарки разработало специальное предложение для молодых галерей, продвигающих молодых художников.  В секторе под названием «Новые тренды» разместились 50 галерей. И среди них были имена сыгравших позже важную роль в мире искусства: Лео Кастелли из Нью Йорка, Илеана Зоннабенд (Ileana Sonnabend) из Парижа, Энзо Спироне (Enzo Sperone) из Турина, Рене Блок (Rene Block) из Берлина, Жан Франко Верна (Gianfranco Verna) и Рене и Маурицо Циглер (Renee and Maurice Ziegler) из Цюриха.

Через пять лет открылся еще один новый сектор - «Перспектива». 16 молодым художникам, на которых пал выбор комиссии были предоставлены стенды по 25 метров, и так их работы впервые были представлены на обозрение широкой публики. Таким образом велась работа по презентации новейших направлений в  современном искусстве сообществу коллекционеров. Среди молодых дебютантов были: Джон Армледер (John M. Armleder) из Женевы, британский скульптор Тони Крегг  (Tony Cragg) в дальнейшем победитель премии Тернера, швейцарский дуэт Девида Вайса  (David Weiss) и Питера Фишли (Peter Fischli) получивших позже золотого льва 50-й Венецианской биеннале , фотографы  Астрид Кляйн (Astrid Klein) и Бит Штройли (Beat Streuli). Половина впервые тогда представленных художников позже стали признанными во всем мире. Это и Мартин Дислер (Martin Disler), Хельмут Федерле (Helmut Federle) и группа канадских художников “General Idea”.

Когда цены на работы современных авторов начали ежегодно чуть ли не удваиваться, интерес к искусству дополнился мотивом выгодных инвестиционных вложений. 80-е ознаменовались, как тогда думали, рекордами. В 1984 году работа немецкого неоэкспрессиониста Георга Базелица была продана за 300,000 немецких марок, а в 1989 другая работа этого автора уже стоила 1,6 миллионов. Тогда такой бум считался невиданным и краткосрочным, сейчас такие цены вызывают улыбки.

Арт Базель всегда держал пульс на новых веяньях в искусстве, часто именно здесь продавались работы авторов, обративших на себя внимание на Венецианской биеннале и Документе.

В 90-х на ярмарке был открыт еще один сектор под названием «Statements”- дословно «Высказывания». Это пространство для самостоятельных проектов авторов. Ежегодно среди участников международное жюри определяет двух победителей Baloize Art Prize. Традиционно известная  швейцарская страховая группа выкупает отмеченные работы и передает в подарок известным арт-институциям.

Регулярной частью программы Арт Базеля являются также Видео, фильмы и перформансы. В 1994  для  этого направления Швейцарская банковская корпорация (Swiss Bank Corporation) учредила премию, которую впервые тогда получили швейцарцы Пипилотти Рист (Pipilotti Rist)  и Энрике Фонтаниллес (Enrique Fontanilles). Сегодня в этом секторе проходят показы фильмов созданные художниками, или о художниках. Здесь в 2012 году был показан фильм Марины Абрамович «В присутствии художника», и фильм Захария Хайнцерлинга (Zachary Heinzerling’s) «Cuitie and the Boxer”, номинированный на премию Оскар в 2013 году.

С назначением Сема Келлера (Sam Keller) директором в 2000-м году, произошел ряд нововведений. Бывший пресс-секретарь, Келлер обладал обширной сетью международных контактов и связей с наиболее влиятельными игроками на рынке. Скоро он пришел к выводу, что молодое поколение еще больше чем их предшественники проявляют нежелание ограничивать себя форматом рынка и границами маленьких помещений и стендов. Поэтому была представлена платформа «Unlimited”- “Без границ». Новое выставочное пространство в 10,000 метров позволило показывать значимые работы без ограничений, что по сути приравняло ярмарку к музею. А сектор «Parcous» предложил художникам реализовать свои идеи непосредственно в городском среде.

В 2008 году Сем Келлер возглавил фонд Бейлера (Beyeler foundation) с потрясающей коллекцией и одним из наиболее посещаемых и популярных музеев в Швейцарии. Его приемник Марк Шпиглер (Mark Spiegler) не только сумел справиться с кризисом но и успешно расширил географию ярмарки в Гонконге и Маями.

На Арт-Базеле 2014 участвовали 285 галерей из 34 стран, представивших 4000 художников. Немаловажно участие 24 новых галерей. За 6 дней ярмарку посетило рекордное количество людей- более 92,000 человек. В выставочных лабиринтах можно было встретить не только основных частных коллекционеров, но и институциональных представителей со всего мира: Центра Помпиду, Париж; Соломон Гугенхайм музея, Витни Музея, Нью Йорк, Музея современного искусства, Лос Анжелес; Музея современного искусства, Варшава и многих других.

В этом году сектор молодых галерей “Statements” с 14-ю участниками переехал в поближе к основным галереям. Премию Baloize Art Prize в размере 30,000 швейцарских франков получил шведский художник Джон Скуг (John Skoog)галерея Пилар Кориас (Pillar Corrias), его произведения были выкуплены и подарены Музею Современного Искусства в Франкфурте  (Museum fur Moderne Kunst, Frankfurt) и музею в Вене (Museum moderner Kunst Stftung Ludwig, Vienna). В секторе «Unlimited” курируемом Джианни Ецтером (Gianni Jetzter) было представлено 78 амбициозных проектов, среди участников: Карл Андре(Carl Andre), Энтони Каро (Anthony Caro), Брюс Науман (Bruice Nauman) вместе с молодыми художниками Сэмом Фолзом (Sam Falls), Ником Маусом (Nick Mauss) и другими. В секторе «Feature” были показаны исторические и современные произведения. Здесь были представлены работы  из серии «Память времени» (2012) Шинро Отаке (Shinro Ohtake), одной из звезд прошлогодней биеннале в Венеции, работы Таке Нинагава (Take Ninagawa) и Берил Корот (Beryl Korot) многоканальная инсталляция «Дахау» (1974), выставлявшаяся в Тейт Модерн в Лондоне.

Для любителей «живого искусства» в отдельном выставочном пространстве под названием «14 комнат» кураторы Клаус Бизенбах (Klaus Biesenbach) и Ханс -Ульбрихт Обрист (Hans-Ulrich Obrist,) отобрали знаковые работы Марины Абрамович, Аллора и Калзадилла ( Allora & Calzadilla), Эда Аткинса ( Ed Atkins), Демиэна Херста, Йоко Оно, Тино Сегала, Сантьяго Серра ( Santiago Sierra), Ху Женя (Xu Zhen) и других. Проект посетили более 13,000 человек.

В своем отчете о продажах Арт Базель ссылается на конфиденциальность, тем не менее без сюрпризов наивысшие продажи показали брендовые имена, так автопортрет Энди Уорхола был продан за 35 миллионов долларов. Одна из работ Херста «Ничего проблема для меня» (1992) продана галереей White Cube за 6 миллионов долларов, а за непревзойдённо яркого дельфина Джефа Кунса из нержавеющей стали Дэвид Цвинер (David Zwirner) в первый день получил 5 миллионов долларов. Последнюю скульптуру Йозефа Бойса, галерея Таддеус Ропак (Thaddaeus Ropac) продала за 2 миллиона долларов.

Пользовались большим спросом и работы Георга Базелица (Georg Baselitz), его деревянный колос (Folk Thing Zero(2009) был продан в той же галерее Таддеус Ропак за 2,3 миллиона долларов. А картина «Эдвард перед зеркалом (Мюнхен) практически сразу нашла покупателя, расставшегося с суммой в 3 миллиона долларов.

С ускорением времени меняются и коллекционеры. Хорошие работы редко приобретаются случайно, тактика покупки по принципу «нравится-не нравится» ушла в лету. Ветеран Арт-Базеля Доминик Леви (Dominique Levy) утверждает профессиональные коллекционеры готовятся заранее, еще до начала ярмарки ей позвонило более 50 потенциальных покупателей. Она успешно продала редкую инсталляцию Гюнтер Уэкер (Günther_Uecker) в коллекцию одного из европейских учреждений за 6,8 миллионов долларов.

Со своей стороны галерист со стажем Дэвид Неш в своем интервью Artnet утверждает что акцент все более переносится на “модное современное искусство”, хотя это не помешало американцу успешно продать скульптуру Display (2011-12) Энтони Каро (Anthony Caro), а две фотографии Андре Кертеса (André Kertész), снятые в мастерской Пита Мондриана (Pieter Mondriaan)ушли за 100,000 долларов.

Лондонская галерея Pace половину своего стенда отвела корейскому художнику Ли Уфану (Lee Ufan)капитализируя тем самым успешную выставку художника в Версале. Работы оцененные от 375,000 долларов были быстро распроданы. В известной галерее Виктории Миро (Victoria Miro), работу вечно популярной Яей Кусамы (Yayoi Kusama)купили за 800,000 долларов, работы Идриса Хана (Idris Khan), которого галерея успешно продвигает по всему миру с последней выставкой в Опере Цюриха (Opernhaus) также были полностью выкуплены.

В 2014 году Арт Базелю исполнилось 45 лет. Здесь можно было встретить и многих украинцев. Единственный украинский автор, замеченный на основной площадке  ярмарки-Лада Наконечная. После ее персонального проекта в немецкой галерее Galerie EIGEN+ART, Berlin, последняя выставила две небольшие графические работы Лады рядом с работами Нео Рауха (Neo Rauch).

Киевская галерея «Pete-Art» выставила работы Макса Витыка на SCOPE, ярмарке-сателлите  Арт-Базеля. Стартовавшая 8 лет назад в Базеле, SCOPE была задумана как инкубатор для молодых художников и галерей, площадка для показа наиболее инновационных арт-идей. В 2014 здесь приняли участие 75 галерей со всего мира. Ярмарка переехала в новый эпицентр культурной жизни Базеля, в Клибеквай (Klybeckquai) и заняла 4000 м2. SCOPE традиционно следует за основной ярмаркой и в Майями, но имеет и отдельное направление в Нью Йорке, где выставка Арт Базель не проходит. Скоро, при поддержке города, SCOPE разместится в новом конференц-холле площадью в 60,000 м2, который планируется закончить к 2015 году. Так город стремиться превратить исконно индустриальный регион на Рейне в новый культурный эпицентр.

Не исключено, что такое внимание к SCOPE было вызвано растущей популярностью других ярмарок “молодого искусства” в Базеле- LISTE и VOLTA. Инициированная в 1996 году молодым поколением, LISTE за 18 лет сделала важный вклад в продвижение современного искусства в мире. Многие, ныне известные галереи и художники, начинали здесь. В 2014 году в LISTE приняли участие 78 галерей из 30 стран и более 180 художников.  

VOLTA в 2014 году отметила 10-тилетний юбилей в стенах недавно отремонтированного Markthalle. По словам организаторов, VOLTA не только показывает инновационной искусство но и приветствует кураторские концепты и индивидуальные проекты художников, представленных галереями. Среди 68 экспонентов была и украинская галерея Dymchuk Gallery c работами классиков современного украинского искусства. Работы Игоря Гусева из серии «Платформы вечности» и «Рыцари революции», две работы Василия Цаголова, и известные фотографии Арсена Савадова из цикла «Донбас-Шоколад». Созданные ранее, многие из этих работ получили новую жизнь и сейчас приобрели новое звучание.

Есть ожидания, что ситуация в Украине поможет убрать «железный занавес» для отечественного искусства в Европе, и участие украинских художников в передовых мировых арт-событиях станет востребованным.

При написании статьи использовались следующие источники:

The Story of Art Basel (presented by UBS,2014)

http://www.theartnewspaper.com/articles/Forty-years-of-Art-Basel%20/17463

http://news.artnet.com/market/art-basel-in-basel-2014-sales-report-44437

http://www.pittsburghquarterly.com/index.php/Art-columns/missing-links.html

http://www.nashagazeta.ch/node/8592

https://www.artbasel.com/en/Press/14-Rooms

https://www.artbasel.com/-/media/ArtBasel/Documents/Press_Release_Basel/SHOW_REPORT_BASEL_14/Art_Basel_in_Basel_l_Show_Report_l_June_22_2014_l_E.pdf

http://scope-art.com/shows/basel-2014/press/

http://voltashow.com/index.php

http://www.liste.ch/the-fair/about/