Инвестиции в искусство: не нужно спешить с выводами
Статья опубликована на Forbes.net.ua http://forbes.net.ua/opinions/1416028-pochemu-krizis-horoshee-vremya-dlya-investicij-v-iskusstvo
Политические конфликты, новые технологические изобретения, природные катаклизмы и другие факторы ставят под сомнение возможность заключения логичных экономических прогнозов.
Специалисты в области управления активами (wealth management) поспорят. Детальная аналитика, кропотливо выверенные стратегии приносят свои плоды. Своим клиентам они не только сохраняют, но и приумножают капиталы. И тем не менее, в 2015 году, даже высокотехнологические и самые инновационные отрасли (фармацевтика, биотехнологии и IT) принесли всего лишь 3-7 % годовых вместо прежних 20-30%, а укрепившийся доллар помог “заработать” 9%. *Third Rome Investment solutions "Стратегии и результаты управления", Декабрь 2015
На этом фоне взоры обращаются к рынку предметов искусства, объём которого в 2015 году превысил 63 миллиарда долларов ** (Tefaf 2016Art Market Report). Согласно отчету Deloitte Art and Finance Report 2014, 75% опрошенных коллекционеров покупают искусство не только с целью владения, но и выгодных инвестиций. По данным опроса банка Barclays, коллекционные предметы в среднем составляют 9% чистых активов (net assets) HNWI (Heigh net worth individuals). Такие активы приносят эстетическую радость владельцам, а в случае "несрочной" продажи вполне могут вырасти в цене спустя определенное время.
Немаловажен факт отсутствия прямой корреляции арт-рынка с экономическими показателями. На протяжении последних десяти лет ArtPrice Global Index выглядел более оптимистично, чем такие индексы финансовых рынков, как S&P500 или Dow Jones. Инвестиции в искусство, как правило, носят долгосрочный характер, 3-5 и более лет. Иногда возврат может превзойти ожидания. Так в 2002 году работа Питера Дойга "Swamped" была продана на аукционе за 455,000 долларов, в 2015 году та же работа ушла за 25,9 миллионов долларов. Работу "Orange Sports Figures" Мишеля Баскии в 90-х купили за 66,000 долларов, в 2015году аукционный дом Sotheby's продал эту же работу за 8,8 миллионов долларов. (Art market report 2015, artprice.com). С другой стороны, масса примеров, когда работы художников "первой категории", например, того же Уорхола, не находили спрос на аукционе или продавались дешевле ожидаемого.
Как ориентироваться на рынке? В работы каких художников выгоднее вкладывать сейчас? Финансовые аналитики могут разработать модель инвестирования, опираясь на статистические данные и рыночные показатели. Арт-консультанты с опытом за это не возьмутся, более того, откажутся работать с клиентами, зацикленными исключительно на финансовом результате. Задача консультантов состоит в развитии вкуса клиентов, расширении их кругозора, в создании аутентичных коллекций, поиске редких работ, их проверке и оформлении. Безусловно, они ориентируются в ценах, но скорее будут рекомендовать работы того или иного художника, руководствуясь его ролью и вкладом в историю искусства, нежели рекордами аукционных продаж, - и будут правы! Опрошенные коллекционеры со стажем аргументируют свою мотивацию следующими факторами: радость владения, социальный и имиджевый статус, вовлеченность и принадлежность к отрасли, обучение и развитие, и затем только финансы.
И всё же, существуют ли индикаторы, указывающие на финансовый потенциал художника? В сегменте послевоенного искусства повлиять могут ретроспективные выставки в ведущих мировых музеях, например, в Tate Modern в Лондоне или в Museum of Modern Art в Нью Йорке, издание научных трудов и публикаций, рекорды на аукционных торгах, громкие судебные разбирательства и скандалы, и даже выход массовых бестселлеров.
В сегменте современного искусства поводом для увеличения стоимости работ может стать удачно развивающаяся карьера художника: участие в Венецианской биеннале, получение известной арт-премии, например Turner prize, музейные выставки, приобретение работ в известные частные и публичные коллекции, а также переход художника к известным галеристам и дилерам.
В отношении финансовой рентабельности тех или иных вложений в искусство гарантий дать никто не может, за исключением тех, кто сам является активным игроком на рынке и имеет влияние. Владельцы таких галерей, как Zwirner, Gagosian, Pace, Houser &Wirth, Tadeus Ropac, Dominique Levy, Marianne Boesky занимаются не только развитием карьеры своих художников. Многие входят в совет директоров или патронов при музеях, в избирательные комиссии арт-ярмарок, учреждают престижные арт-премии, принимают участие в организации биеннале и других событий. Состояние их дел зависит от развития арт-индустрии в целом. Они часто знают и влияют на планы культурных институтов , и вполне могут предвидеть тенденции на 3-5 лет вперед! Другими словами, инсайдеры рынка, обладающие связями и информацией, всегда чувствуют себя отлично.
В 2015 году рынок искусства "просел" на 7% по сравнению с предыдущим годом. Не такой большой спад на фоне кризиса в Европе, войне в Сирии, ухудшении экономических показателей в Латинской Америке и Китае. Упал спрос на русское искусство, наблюдается падение арт-рынка в Бразилии и, вместе с тем, совершенно удивительно процветает тема африканского искусства! В 2016 именно Африка стала фокусом программы Armory art fair и Volta в Нью Йорке. Что это? Новая мода? Или мир не заметил талантливых художников из этого региона ранее? Десять лет назад открытием стали китайские художники. На Западе существовал ограниченный ряд коллекционеров, собирающих работы из этого региона. Бум разразился, когда появился спрос внутри Китая, и стоимость работ таких художников, как Zeng Fanzhi, Liu Xiaading, Fang Lijun выросли в тысячи раз. Однако, в прошлом году аукционные продажи на этом рынке упали более, чем на 30%.
Нельзя спешить с выводами. В арт-индустрии существуют свои циклы, взлеты и падения. Рискуют в основном те, кто инвестируют исключительно ради финансовой выгоды и жаждут получить быструю прибыль. Знающие понимают: время имеет особое значение для искусства и все расставит по своим местам.Остается следовать совету Альбера Камю: иметь силы выбрать то, что по душе, и уже не отступаться.