Forbes Ukraine/Частные коллекции/Мировой рынок
#7, июль 2015
Что происходило на мировом арт-рынке в 2014 году?
Наталия Шпитковская*директор международных проектов Института проблем современного искусства НАМ Украины, соучредитель Artcult foundation.
2014 год ознаменовался новыми рекордами в истории мирового арт-рынка. Согласно ежегодному отчету одной из самых авторитетных мировых ярмарок — TEFAF Maastricht — объем мирового рынка произведений искусства составил 51 млрд евро. В докризисном 2007-м этот показатель был 48 млрд евро и до сих пор считался недосягаемым. Лидером рынка с долей 39% прогнозируемо остались США. Следом с равными долями (по 22%) идут Великобритания и Китай.
Портал Artprice.com, который является крупнейшей базой данных по арт-рынку с десятками миллионов аукционных цен, рапортует о том, что больше всего продано произведений таких легендарных мастеров, как Энди Уорхол (на $569,5 млн) и Пабло Пикассо (на $375 млн). Список художников с годовым «оборотом» более $200 млн насчитывает больше имен: Фрэнсис Бэкон, Герхард Рихтер, Марк Ротко, Клод Моне, Ци Байши, Альберто Джакометти.
Из года в год ставятся новые рекорды по суммам, выложенным за конкретные произведения. Если в 1980-х мировое сообщество можно было шокировать, заплатив за чью-то работу несколько десятков миллионов долларов, то с начала нулевых эта цифра выросла на порядок. Абсолютный рекорд пока за картиной Поля Гогена «Когда ты выйдешь замуж». В этом году полотно было продано за $300 млн частному коллекционеру из Швейцарии. Преодоление миллиардного порога — вопрос ближайшего будущего, уверены специалисты в области wealth management.
В чем причина роста? Идет отчаянная борьба за обладание ценностями мирового масштаба. Цены растут по мере уменьшения предложения шедевров. Также аналитики прогнозируют рост инвестиционной привлекательности искусства послевоенного периода и современных художников, родившихся после 1910 года. В 2014-м, согласно отчету TEFAF, на них пришлась почти половина мирового рынка. 28% составили продажи произведений модерна (1875–1910 годы). Мастера этого периода традиционно пользуются спросом в Великобритании, где было продано около половины их работ.
Расширение каналов продаж
Один из наиболее обсуждаемых трендов последнего времени — рост количества и влиятельности арт-пространств различных форматов. Активнее всего в этом направлении развиваются онлайн-площадки. По данным Hiscox Online Art Trade Report 2015, продажи предметов искусства в интернете увеличились с $1,57 млрд в 2013-м до $2,64 млрд в 2014-м. Ожидаемый ежегодный прирост — 15–20%. Онлайн платформы работают у Christies, Artnet и Artprice. Sotheby’s в июле прошлого года завил о партнерстве с аукционом eВay. Большинство сделок в сети не превышают сумму в $50 000. И в этом есть свой плюс: низкий порог входа позволяет массовому потребителю почувствовать себя участником мирового арт-рынка. Интернет расширяет географию и увеличивает скорость проведения трансакций.
Кроме того, онлайн-площадки представляют собой эффективный инструмент влияния, формирования вкусов. По данным TEFAF, в прошлом году самыми популярными профильными сайтами были Art.com, Artspace.com и Gagosian.com. Пользуются спросом и площадки, предоставляющие доступ к уникальному контенту. Например, к редким работам из частных коллекций (сеть Artwide). Или наоборот дают огромный выбор произведений искусства в различных направлениях с советами известных кураторов и арт-критиков (Saatchiart.com). Такие пространства выступают в роли посредника между художниками, дилерами, галереями и коллекционерами.
Но львиная доля сделок на рынке искусства по-прежнему происходит в офлайне, более половины осуществляются между частными лицами. Четверть продаж на сумму $15,2 млрд прошла через аукционные дома. Объем сделок на крупнейших международных арт-ярмарках составил около 10 млрд евро.
Искусство без границ
Ежегодно, по данным TEFAF, мировой экспорт и импорт предметов искусства растет на 10%. Основные его потоки проходят через США и Великобританию. Преградой для свободного проникновения искусства остаются высокие транспортные расходы, налоги, различия в законодательствах стран. Многие из этих проблем решаются благодаря зонам свободных портов — так называемых Freeports. Это специально отведенные зоны в международных морских или воздушных портах, где произведения искусства хранятся под контролем таможенных служб без уплаты каких-либо налогов или других платежей. Freeport, по своей сути, это инструмент виртуализации арт-рынка, позволяющий ценностям переходить из рук в руки без их фактического перемещения. Коллекционеров он привлекает низкими расходами на страхование и хранение, надежностью, конфиденциальностью и высоким уровнем безопасности. На территории порта все сделки проходят без налогов и лишней публичности. Попав туда на хранение, картины или скульптуры, ежемесячно меняя владельцев, могут годами не покидать порт.
Один из самых больших Freeport площадью в 150 000 кв. м., где хранятся предметы искусства на миллиарды долларов, находится в Женевском порту. В прошлом году новый Freeport площадью 21 000 кв. м. открылся в Люксембурге. Аналогичное пространство площадью 120 000 кв. м. — в Пекине. В планах — открыть подобные зоны в Гонконге и Шанхае. Развитие сети безналоговых зон хранения произведений искусства сыграет свою роль в развитии глобального арт-рынка.
Развитие инфраструктуры
С 2000 по 2014 год в мире было открыто больше музеев, чем за 200 предшествующих лет, свидетельствует Artprice.com. Музейное дело перестало ориентироваться на дотационные модели финансирования. Эту тенденцию нельзя назвать глобальной, но интерес населения к культурным инициативам растет. Ассоциация музеев США ежегодно фиксирует около 850 млн визитов в музеи страны. Они стали не только хранителями знаний и редких ценностей, но и образовательными центрами. Грамотные рекламные ходы, публичная поддержка выставочных программ и проектов на государственном уровне позволяют им привлекать огромные потоки посетителей. Доходы поступают от продажи билетов, сувениров, книг, фильмов, платы за образовательные проекты и т. п. Немало приносит сдача помещений в аренду. Всего некоммерческие культурные институты приносят США около $135 млрд, предоставляя более 4,1 млн рабочих мест, и вносят около $22 млрд в бюджет страны в виде местных, государственных и федеральных налогов. Речь идет о музеях, правительственных культурных учреждениях, общественных коллекциях и других организациях, не ставящих перед собой цель —получение прибыли. Традиционные каналы финансирования — государственные гранты, взносы попечителей и меценатов — также сохранились.
Осознают важность создания собственной культурной инфраструктуры и страны Азии и Ближнего Востока. В 1945 году в Китае насчитывалось всего 25 музеев, после 2013-го их количество достигло 4000. Пять лет назад в стране была принята стратегическая программа по развитию культурной индустрии. Теперь почти каждая столица небольшой провинции сооружает или реанимирует свои музейные пространства. Китай, к слову, в прошлом году сохранил лидерство в сегменте мировых аукционных продаж, заняв 37,2% рынка и обогнав по этому показателю даже США (32,1%).
Музею в среднем необходима коллекция от 3000 до 4000 произведений. Бум отрасли, особенно в азиатском регионе, подстегнет дальнейшее развитие рынка и спрос на сегмент современного искусства, так как большинство работ покупаются с целью «вечного» владения.