Встреча с Бернаром Блистеном, директором Помпиду в ЦСИ М17

Центр Жоржа Помпіду у місті Париж
Centre Pompidou, Paris city

Встреча с Бернаром Блистеном, директором Помпиду в Центре Современного Искусства М17.

Встреча состоялась при поддержке Клуба Коллекционеров и Adamovskiy Foundation в ЦСИ М17.

09 июля 19

Встреча с Бернаром Блистеном, директором Помпиду в Центре Современного Искусства М17, организованная Клубом Коллекционеров, пролила свет на многие вопросы.

Коллекция Центра Жоржа Помпиду превышает 100,000 предметов, ежегодно музей реализует около 80 проектов, персонал музея составляет около 1000 сотрудников, ежедневно Центр посещают от 10,000 до 20,000 человек. Этой осенью открывается филиал музея в Шанхае, и есть планы по дальнейшему расширению своих экспозиционных пространств по всему миру. Ежегодно государство выделяет около 2 миллионов евро на пополнение коллекции. Но, учитывая цены на современное искусство, к примеру, одна картина Баскии превышает такой ежегодный бюджет в три-четыре раза, - такое финансирование для мирового музея - мизерное.

В чем секрет успеха? Как национальная культурная организация, государственной формы собственности, успешно и постоянно пополняет свою коллекцию, и входит в тройку самых влиятельных музеев современного искусства (MOMA, Tate Modern, Centre Georges-Pompidou)?

Среди названных господином Блистеном факторов: постоянная работа музея с патронами, влиятельными коллекционерами и дилерами путем привлечения к участию в проектах, займы произведений искусства, приглашение на важные события и поощрения дарения в коллекцию музея.

«Мы используем свою коллекцию как оружие и доказательство для убеждения, ведь если работы из Вашей коллекции попадут к нам - их увидят миллионы людей, а Ваше имя останется в истории». И действительно, в экспозиционных подписях отмечается из чьей коллекции произведение получено в дар. В отличие от музеев в Швейцарии или Израиле, Помпиду не берёт частные работы на долгосрочное (20-30 лет) экспонирование вместе с собственной коллекцией. Сюда относят только работы, которые находятся в собственности учреждения.

Благодаря законодательному базису и определенной государственной поддержке музей оперирует действенными инструментами поощрения, среди которых:

- Налоговые льготы, даритель получает от государства компенсацию в виде налогового кредита от рыночной стоимости произведения искусства. Потомки и родственники художников получают также налоговые льготы на наследство, если договариваются с музеем;

- Музей может влиять на решения по вывозу произведений искусства из Франции, при условии, если коллекционер "поделился" частью своей коллекции или иным образом поддержал деятельность музея;

- Музей не облагается налогом на привлеченные от донаторов средства, которые идут исключительно на развитие и поддержку музея.

Так, Музею удалось привлечь средства на воссоздание мастерской Бранкузи, рядом со зданием музея на площади Жоржа Помпиду, где хранятся 137 скульптур выдающегося скульптора. Так же были получены работы Шагала и Дюшана посредством дарения от родственников или коллекционеров, и таких примеров много, ведь это - постоянная долговременная практика.

Интересно, что в Помпиду достаточно большая коллекция русского современного искусства, им было интересно исследовать эволюцию развития от Малевича до нашего времени, и у них чрезвычайно ценный фактический материал для таких исследований. Музей постоянно работает со своим достоянием, проводя выставки, и интегрируя работы в различные кураторские проекты.

На вопрос, как описывают национальность художников - указывают год, город рождения, страну во время рождения. Например, Казимир Малевич, 1878, Киев, Российская Империя. В музее выделен отдел, который занимается детализацией происхождения художников, и внесения поправок в соответствии с утвержденным подходом.

Имеют ли шанс украинские художники попасть в коллекцию Помпиду? Заинтересованность музея бесспорна. На встрече, директор Помпиду, Бернар Блистен и Николас Лиуччи-Гутников, хранитель музея, рассказали, что ещё открывают для себя Украину, и, пока, уже есть список имён, которых хотели бы привлечь в мировую коллекцию. В планах - посещение других городов Украины (Харьков, Одесса, Львов), и диалог с коллекционерами, художниками и их потомками.

«Обращайте внимание на новые тенденции и медиа в искусстве. Покупая работу художника в коллекцию, не забывайте о его архивах и публикациях, ведь именно так мы получаем и храним больше информации о времени, в котором мы живем», - посоветовал коллекционерам докладчик в конце встречи.


Дополнительная информация:

Центр Помпиду является негосударственной общественной организацией, которая частично субсидируется и ответственна перед Министерством культуры. Во Франции заведения такого типа называются "административный общественный орган" и являются государственными юридическими лицами с административной и финансовой автономией, созданные для общего интереса, и находятся под контролем государства или местных властей.

Так, правительство полностью или частично делегирует создание и формирование политики учреждения. Пользуясь правосубъектностью и финансовой автономией, такое заведение получает государственный грант, а также дополнительное финансирование от собственных ресурсов (входные билеты, партнерство, спонсорство и т.д.), а также самостоятельно формирует штат сотрудников. В Совет Центра Помпиду входят представители правительства, парламентарии, мэр Парижа и другие квалифицированные лица вместе с представителями персонала.

Идея создания многопрофильного культурного центра совершенно нового типа появилась в 1969 году. Сам президент Жорж Помпиду решил, что пустой участок плато Бобур должен быть использован для строительства такой институции. Принятое решение дало новый импульс для развития проектов, которые должен был воедино соединить новый центр: новая общественная библиотека в центре Парижа, Государственный музей современного искусства (MNAM), который до сих пор не вполне удобно располагался в крыле Токийского дворца, а также новый Центр современной музыки (IRCAM), вдохновленный идеями французского композитора Пьера Булеза. Более того, новый центр должен взять на себя деятельность Центра современного искусства. Поэтому, в то время к команде был привлечен Франсуа Матей из Музея декоративных искусств, который разработал динамическую программу выставок современного искусства.

На конкурс для создания здания был подан 681 проект архитекторов из 49 стран. Международным жюри был избран проект британского архитектора Ричарда Роджерса и двух итальянцев Ренцо Пиано и Джанфранко Франчини, оба впоследствии получили Притцкеровскую премию.

Открытие центра состоялось 31 января 1977 года. И уже с конца 70-х в заведении проходили весомые выставки. Под руководством директоров Понтуса Хультена и Доменика Бозо коллекция музея значительно возросла и стала одним из мировых лидеров современного искусства.

В 1992 году началась реорганизация центра, целью которой было создание отдела культурного развития. Отдел был ответственным за программу живых выступлений, кинопоказов, лекций, симпозиумов и дискуссий. Слияние музея современного искусства и центра промышленного дизайна было заложено в основы архитектуры здания и дизайна коллекции.

После 20 лет деятельности и более 150 000 000 посетителей, по указу президента Жан-Жака Айагона, центр был реконструирован. Правительство выделило средства для расширения пространства галереи, где проводился показ постоянной коллекции, а также пространства для перформансов и живых выступлений.

Ежегодно Центр Помпиду принимает от 3,5 до 3,8 миллиона посетителей, и таким образом заведение является третьим по посещаемости культурным памятником во Франции, после Лувра и Эйфелевой башни.

Центр Помпиду включает парижский Музей современного искусства, читательскую библиотеку и научную библиотеку Кандинского, Центр промышленного дизайна, Институт исследования и координации акустики и музыки, концертные и выставочные залы, несколько кинозалов.


- Особая благодарность Клубу Коллекционеров и Adamovskiy Foundation -