О чем говорит мировой рынок искусства?

01 вересня 13

Статья опубликована в журнале "Народный Депутат" в сентябре 2013

Сегодня говоря об искусстве нельзя не говорить о деньгах, зачастую их наличие даже предопределяет признание и успех многих художников.

«Не допускайте, чтобы цена картины определила ее достоинства, будет время, картина сама определит свою цену»-наставлял английский писатель и теоретик искусства Джон Рескин. В 19 веке Рескин выступал простив омерзительной непоэтичности индустриального мира и уповал на возврат к возвышенной красоте. Интересно, какое впечатление на него произвел бы 21-й век?

«Мир, который свернулся и сжался»[1], заставляет идти многие страны на протекционные меры в отношении сохранения и поощрения национальных ценностей. Но глобализация диктует свое. Правила игры на международных рынках упрощаются и унифицируются, появилась возможность культивировать ценности не в рамках одной страны, а целого мира.

Наше географическое расположение не лишает нас радости лицезреть последние технологические новшества и виртуально присутствовать на важных событиях. Информация правит миром. Но есть и обратная сторона «мира одного потока» -он управляем. Это сказалось и на рынке искусства.

Очевидно, что экономически-сильные страны могут создавать мировой спрос на «родное» искусство. Это объясняется большими инвестиционными возможностями в области продвижения и рекламы а также существенной институциональной поддержкой арт-индустрии в этих странах. Только в США работает около 5000[2]  арт-институтов (музеи, галереи, ярмарки и неприбыльные организации). Практически каждый большой город в Китае имеет или строит локальный центр современного искусства (сейчас работает около 500 таких институтов). Искусство, как оказалось, неплохой геополитический инструмент.

В Эмиратах будут построены филиалы Лувра (до 2015 года), и музея Гуггенхайма (до 2017). За последние несколько лет в Катаре были сооружены Музей исламского искусства и Музей современного искусства, возможно в 2014 году здесь будет проводиться также биеннале современного искусства. А на вопрос- что делает этой осенью Демиен Херст со своей выставкой «Relics»в Катаре, сердце исламского мира, можно лишь сослаться на то, что современное искусство вне религиозных рамок и лишено каких бы то ни было предрассудков.

В Лондоне, где я побывала недавно, я не заметила привязки к национальности художника ни у галеристов, ни у коллекционеров. Важна признанность среди специалистов, активность, неординарность, наличие таланта (хотя последнее не всегда является залогом успеха, если талант не признан другими-это не талант).

В своей книге «Дамское счастье» Эмиль Золя написал «Искусство заключается не в том, чтобы продать много, а в том, чтобы продать дорого». На рынке искусства –это далеко не дамское счастье. Но рекордные продажи- это по сути верхушка сложной пирамиды, выстроенной галереями, кураторами, арт-ярмарками и музеями. Чем выше поднимается художник-тем он дороже стоит. Если в Tate Modern, Лондон проходит выставка Гэри Хьюма, его работы на ближайшем аукционе будет продана по высшему эстимейту.

Сегодня рынок искусства многие начинают рассматривать как «тихую гавань» для сбережения и преумножения активов. За последнее десятилетие рынок вырос, стал глобальным. Аукционные продажи пестрят на первых полосах газет, а продажа очередного шедевра за границу считается для некоторых национальной трагедией. За право обладания выдающимися творениями идет борьба, ведь, как говорят-деньги есть у всех, а владение уникальной вещью делает уникальным и самого владельца.

Согласно отчету TEFAF[3] объем мирового рынка искусства в 2012 году составил 43 миллиарда евро из них 20,9 миллиарда евро - выручка аукционных домов.  Дополнительно о рынке дает представление Artprice art market report 2012, согласно которому 12,269 миллиардов долларов  -продажи масляной живописи, скульптур, инсталляций, графики, фотографий, принтов и акварелей (исключая  антиквариат и мебель).  Доля Китая -5 миллиардов долларов.

Продажи на аукционах являются базисом для аналитиков, и предопределяют тенденции спроса и предложения на внутренних рынках.  Не смотря на публичность всего лишь 50% сделок на аукционах, несложно прийти к выводам относительно привлекательности сегмента современного искусства, а также растущего влияния развивающихся стран- Китая, и Латинской Америки.

Аналитики выделяют следующие секторы арт-рынка

1.  Послевоенное и современное искусство (1945) и по ныне

Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Марк Ротко, Пьетро Манзони, Герхард Рихтер, Энди Уорхол, Френсис Бейкон, Джексон Поллок, Мишель Баския, Вильям де Кунинг, Джеф Кунс, Демиен Херст, Маурицио Кателлан, Аниш Капур, Андреас Гурски, Ай Вей Вей, Олафур Элисон и другие

2.  Искусство модернизма -1860-1945

Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Джордж Брак, Хуан Грис, Рене Магрит, Анри Матисс, Александер Калдер, Эдвард Мунк, Генри Мур, Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Явленский, Фернанд Леже, Константин Бранкузи, Август Роден, Александр Архипенко, Хаим Сутин, Джорджио де Кирико, Марсель Дюшамп, Джакомо Балла, Амадео Модильяни, Макс Эрнст и другие.

В Китае пример-Ли Керан

3.  -Импрессионисты (1870-1880)

(Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Эдгар Дега, Берта Моризо, Пьер Август Ренуар, Эдуард Мане и другие)

-Пост-импрессионисты-(1886-1914)

Поль Сезан, Поль Гоген, Анри де Тулуз- Лотрек, Ван Гог, Поль Синьяк, Джордж Сера, Пьер Боннар и другие

В Китае- Ци Байши

4.  Старые мастера (от XIV до начала XIX века)

Эль Греко, Рембрандт, Рубенс, Дюрер, Рафаэль, Тициан, Хальс

Сегмент послевоенного и современного искусства - один из наиболее быстро растущих и “колеблющихся”. За последнее десятилетие рынок вырос более чем в 400 раз. Тем не менее будучи спекулятивно привлекательным этот сегмент достаточно рисковый (в 2009 году во время кризиса продажи упали на 60%) хотя и быстро восстановились. В 2012 этот сегмент опять на пике и составил 4, 5 миллиардов Евро. Доминантным центром этого сегмента является Нью Йорк, где осуществилось около 41% продаж, второе место за Китаем с показателем 25%, затем Великобритания (18,4%) и Франция (4,2%)

Рынок Искусства модернизма также увеличился на 200% за последнюю декаду и уступил первенство современному и послевоенному искусству только к 2007 году. Доля в 2012 году составила 3, 193 миллиарда евро

Меньшая доля импрессионистов и пост-импрессионистов объясняется ограниченным предложением на рынке, хотя работы этой группы относятся к одним из наиболее дорогих сегментов. Доля этого сегмента в 2012 году составила 1,2 миллиарда евро.

Рынок старых мастеров-невелик (1,156 миллиардов евро), но оказался одним из самых стабильных сегментов, не показавший значительных колебаний в 2008 году и выросшем в 2009 во время всеобщего падения. Рынок старых мастеров традиционно консервативен, тем не менее в последние годы наблюдается рост количества коллекционеров- среди молодежи, а также в странах с  растущей экономикой. Этот сегмент привлекает новых инвесторов стабильностью и признанной мировой ценностью, с другой стороны во многом их сдерживают известные риски-проблемы провенанса и экспертизы. Тем не менее спрос на старинное традиционное искусство и каллиграфические работы значительно вырос в Китае. Второе место по продажам старинных шедевров принадлежит Лондону. Так в нынешнем июле на Сотбиз ушла с молотка картина «Молитва святого Доминика», Эль Греко, проданная за рекордную для этого автора сумму-14 миллионов долларов США

Так как продажи некоторых художников достигли небывалых размеров, аналитикам теперь приходится говорить о рынках отдельных художников.

Так работ Пабло Пикассо всего было продано на сумму 3 млрд долларов, Уорхола на 1,58, Рихтера-на 538 млн, Херста-на 204 млн.  [4]Судите сами, рынок на котором много игроков, и существует устоявшаяся инфраструктура - более стабилен, и попросту, если необходимо продать работу, существует больше желающих ее купить.

А вот данные по наиболее продаваемым художникам в 2012 году[5]

 (Объем продаж-млн. долларов)

1.Энди Уорхол- 329,9

2.Жан Дакиян (Китай)-287

3.Пабло Пикассо- 286

4.Ци Байши (Китай)-270

5.Герхард Рихтер-262,8

6.Ксу Бейхонг (Китай)-175,7

7.Ли Керан (Китай)-166,8

8.Марк Ротко-166,7

9.Френсис Бейкон-153

10.Фу Баоши- 152

11.Джин Мишель Баския-141,2

И данные по художникам-«землякам»

1.  Василий Кандинский-41,9

2.  Алексей Явленский-18

3.  Хаим Сутин-14,8

4.  Иван Айвазовский-14,2

5.  Борис Кустодиев-6,9

6.  Валентин Серов-5,7

7.  Наталия Гончарова-4,7

8.  Николай Фешин- 4,5

9.  Кузьма Петров-Водкин-3,1

К сожалению «зайти на рынок» и приобрести хорошие работы известных художников могут только люди с очень хорошим достатком, ведь граница входа будет от одного миллиона долларов. Для масс существует рынок принтов и авторских копий, на них цены растут не столь стремительно и они более доступны.

Рынок художника говорит об охвате, и часто может достигать пика за счет большого количества операторов на рынке, это не обязательно рекордные продажи- это скорее тенденция спроса и предложения. Здесь важно количество работ художника в обращении и наличии. Первенство Уорхола не означает, что он лучше Рафаэля, его работы легче купить и продать, а с Рафаэлем нужно повозится.

Опять же зачастую спрос на того, или иного художника связан с богатством его родины. Этим объясняется наличие 5 китайских художников в десятке продаваемых лидеров.

Самые дорогие аукционные продажи 2012 года (данные без учета премии продавца) (млн. дол.):

1.  Эдвард Мунк «Крик» (1895)-107  (работа стала самой дорого продажей в истории аукционных официальных продаж-сумма продажи с премией продавца составила 119,9), ранее первенство принадлежало Пабло Пикассо

2.  Марк Ротко «Оранжевое, Красное, Желтое» (1961)-77,5

3.  Марк Ротко «Королевскйи красный и синий»-67

4.  Рафаэль «Голова юного Апостола»-42,6

5.  Ли Керан «Горы в красном»(1964)-40,3

6.  Френсис Бейкон «Отражение пишущей фигуры в зеркале»(1976)-40

7.  Рой Лихтенштейн «Спящая девушка» (1964)-40

8.  Клод Моне «Nimpheas» (1905)-39

9.  Энди Уорхол «Статуя Свободы» (1962)-39

10.  Пабло Пикассо «Натюрморт с тюльпанами»(1932)-37

Ко вниманию

Василий Кандинский « Studie fur Improvisations 8”  (1909)-20,5

Хаим Сутин «La chasseur de chez Maxim’s” (1925)-8,3

В первом полугодии 2013 года обозначился небольшой спад (-3%), что может компенсироваться вторым полугодием. Тем не менее рынок современного искусства констатировал очень хорошие результаты, только аукционный дом «Кристис» продал работ на 1 миллиард долларов в этом сегменте. При этом увеличилось количество сделок от 10 до 100,000 долларов, а число новых клиентов выросло на 52%.

В 2013 году самые дорогие сделки на аукционах прошли по американским художникам.

Джексон Полок «Номер 19»-58, 3 32

Рой Лихтенштейн «Женщина в шляпе с цветами»-56,1

Джин-Майкл Баския «Dustheads»”-48.8 [6]

Несомненно, страна ценит свое искусство и делает все для удержания лидерства на рынке.

И все таки рекорды в истории продаж искусства были установлены в частных сделках, информация публикуемая СМИ не является официальным подтверждением и все же.

И здесь 2012 год стал рекордным. За 250 миллионов долларов эмиру Катара была продана картина Поля Сезанна “Игроки в карты” из частной коллекции (1892-1893).

Второе место занимает работа Пабло Пикассо “La Reve” купленная в ноябре 2012 года Стивеном Коэном (109 место в Форбс) за 150 миллионов долларов.  Коэн был готов купить работу в 2006 году за 135 миллионов у частного коллекционера мистера Винна, но по досадной случайности, буквально за день до продажи, владелец повредил работу, сделав дыру плечом. Теренс Ман, реставратор из Нью Йорка дал работе вторую жизнь, по словам очевидцев невозможно увидеть  ни малейших признаков повреждений.

Третье место принадлежит работе Джексона Поллока “№5” (1948)- проданная за 140 миллионов долларов медиа магнатом Девидом Геффеном мексиканскому финансисту Девиду Мартинезу согласно информации аукционного дома Сотбиз, опять же сделка не проходила официально через аукцион

Четвертое-Вильям Де Кунинг с работой “Женщина III” (1953) -137,5 (продажа в 2006 году)-работа в частном порядке была продана тем же Девидом Геффеном бизнесмену и коллекционеру Стиву Коэну. В 1994 году картина была вывезена из Тегеранского музея современного искусства, где она не могла экспонироваться по этическим причинам после исламской революции.

Пятое место –Густав Климпт “Портрет Адели Блох-Бауэр I” (1907)-135 миллионов, в 2006 году приобретена Рональдом Лаутером, владельцем нью-йоркского музея “Новая Галерея”, сыном Эсте Лаудер, президентом Всемирного Еврейского конгресса. Эта работа была в числе 5 работ переданных Марии Альтман, наследнице семьи Блох-Бауэр после судебного процесса в 2005 году.

Шестой и самой дорогой аукционной продажей стала картина Эдварда Мунка «Крик» проданная американскому бизнесмену Лену Давиду Блеку в 2012 году, основателю компании Аполло Глобал Менеджмент норвежским миллиардером Петтером Олсеном

Резюмируя, в истории  многих стран существовали переломные исторические периоды, породившие новые художественные течения, но их важность можно оценить в контексте мирового признания, в противном случае они остаются ценностью в рамках одной культуры.

Русские ценят «серебряный век» и авангард, китайцы – фарфор и каллиграфию но учитывая глобализацию вкусов, мировое признание получают «раскрученные» авторы, что самым прямым образом влияет на их «ликвидность».

Радостно, что денежная сторона «собирательства» как показывают последние исследования все таки не на первом месте. Эмоции тоже чего то стоят. Главенствующие мотивы- радость владения, приобретение статуса и PR владельцев, но зачастую и просто патриотизм, желание поддержать художников. Могу согласиться, что, издавна эта роль прославляла многих меценатов, но не каждому она по плечу.



[1] Пьер Тейяр де Шарден, французский теолог и философ

[2] www.artvalue.com

[3] Ведущая выставка искусства в Европе, Маастрихт, Нидерланды

[4] Artsalesindex

[5] The Art Market report 2012, Artprice

[6] www.artnet.com